Новости нашего сайта на главной странице Яндекса }}} Позвоните нам прямо сейчас! Телефон клуба: 8 (903) 213-08-28 }}} Получи скидку при оплате первого месяца тренировок! }}} Предложения, комментарии, вопросы? Пишите! }}}
Система Orphus

На злобу дня...или что русскому хорошо...

Tолько зарегистрированные пользователи могут подписываться на email-рассылку - войти / зарегиcтрироваться.

Обновления в этой теме по rss »
Шрамков Максим Сергеевич
{ 23 окт 2009 13:05 } ссылка

Японские термины. Перевод непонятных слов, смысл медитаций, эзотерическая подоплека упражнений - все, что касается именно "восточных" особенностей Айкидо и целесообразности их использования в нашей практике.

  • Шрамков Максим Сергеевич
    { 23 окт 2009 13:22 } ссылка

    И вот начало. Есть такая черта в японских БУДО, над которой все время стебутся адепты европейских школ - "рей, ос, хаздиме...белые штаны, черные юбки, деревянные мечи, ич, ни , сан..."- в общем та внешняя мишура, на которую (надеюсь это не секрет) клюет обыватель. Естественно, каждый адепт найдет кучу доводов, поясняющих целесообразность того или иного "восточного выпендрежа". Однако, думаю, всему надо знать меру.
    Речь идет о внутренней культуре клуба. Она, естественно, как бы сказать...насаждается Сэнсэем - это нормально, так и должно быть. Но я думаю, что она должна быть естественна и для учеников. В нашем клубе с недавнего времени произошли некоторые культурные перемены и мне интересно обсудить их целесообразность.
    Мало того, что мы считаем на японском, хоть мы сами не японцы - к этому все привыкли. Мы более-менее понимаем что такое рэй и привыкли выражать уважение к партнеру поклоном. Это тоже уже очевидная норма. Что такое мокусо...у каждого наверное уже свое мнение. А это тема, достойная отдельного обсуждения.
    Так вот, ЗАЧЕМ нужно говорить как попугай непонятное мне слово онегаесимас и домеаригато... после каждого поклона? От повторения этих слов лично у меня не прибавляется уважения к партнеру, а только возникает раздражение. Более того, не во всех школах поклон сэнсэю после каждого его пояснения обязателен. Вполне достаточно кивка головы.
    Не кажется ли вам, что мы настолько убегаем от сути за пустые ритуалы, что скоро вообще отучимся ломать руки (не говоря уж о какой-то там философии БУДО) потому что руки у нас будут заняты растягиванием в стороны глазниц - чтоб "хай" больше походило на восточный оригинал?

    • Alexander Averyanov
      { 23 окт 2009 14:50 } ссылка

      Ай молодец, Максим! ;)

      В последнем абзаце резанула фраза "пустые ритуалы". Не согласен с тем, что они пустые. А впечатление такое создаётся, поскольку они не доступны для нашего понимания в виду серьёзных культурных различий, чуть-чуть про это есть у нас на сайте - http://tomiki-aikido.ru/yaponcy.

      Так вот. Так как мы эти ритуалы не понимаем, то мне кажется разумным использовать их только по необходимости. Скажем приветствие и благодарность (по старой версии), счёт (iti, ni, ...) - это очень полезные штуки. Хотя бы даже потому, что готовят нас к работе с японскими коллегами (на семинарах например).
      Мокусо тоже нужно - для меня это единственная возможность направить мысль на подготовку к занятию или на осмысление его результата ;).

      А вот остальные нововведения, мне на данный момент совсем не помогают, только конфузы постоянные случаются. Хотя на тренировке у Сато-сенсея всё выглядело весьма органично. Но там было 90% японцев ;).

      ответить » | отредактировано { 23 окт 2009 14:53 }
    • Богомолов Иван Леонидович
      { 23 окт 2009 23:52 } ссылка

      Да, это выпендрёж, но он нужен. Если у Макса отдельные его элементы вызывают раздражение, то это говорит только о том, что ему есть над чем поработать. Все правы, всё должно иметь свой смысл, но не менее важно и отношение к этим ритуалам. Айкидо это не только боевое искусство, где всё сводится к овладению приёмами самообороны, это путь духовной гармонии. ДУХОВНОЙ. Каждый ритуал имеет под собой духовное основание, его нужно изучить, понять и принять, тогда они пойдут нам на пользу. А считать... Так Сенсей разрешает и по-русски, и команду не всегда произносит: "Хадзиме! - иногда говорит - Начали!" Почему именно по-японски? Наверно это не обязательно, но традиция есть традиция, и семинары у нас проводят японцы. и мы к ним ездим - полезно.

    • Карашевский Алексей Вячеславович
      { 24 окт 2009 00:39 } ссылка

      Эх, молодежь! Всё бы вам попроще да по легче. Молодо - зелено! На большинство твоих, Макс вопросов, отвечу так: Вырастешь (станешь старше) - поймёшь! Да и abstract и takeda, правы в своих высказываниях. Да и кому будет хуже, если вы выучите несколько слов на японском, и научитесь уважать своего, пусть не настоящего, но противника, и тем более партнера по тренировке? Что же касаемо остального, тут всё намного глубже чем вам кажется. Если вы этого ещё не понимаете, ни чего страшного пака нет, потом поймёте. Читайте моё высказывание с первой строки.

      • Шрамков Максим Сергеевич
        { 24 окт 2009 13:44 } ссылка

        Сэнсэй, а зачем усложнять и без того усложненное? Насчет вырастешь - не спорю. (кстати, недавно перечитывал свою ругательную статью - сейчас написал бы так же) Наверняка чего-то я недопонимаю - потому на форуме и флудю.
        Далее - Сэнсэй, противника уважать надо как-то очень по-особенному, ибо противника надо победить - здесь вообще целое морально-нравственное дело. Уважение к партнеру - Вы хотите сказать, что я за семь лет так и не научился уважать уке? И все остальные "старички"? А почему бы тогда не делать рей сидя или скажем три раза хлопнув в ладоши после каждой техники? Уважения не прибавляется.
        Насчет того, что все глубже - прекрасно - давайте вместе поймем, в чем суть и глубина. Я никогда ни за кем не шел слепо и сейчас разговор о том, что я пойму со временем мне не очень нравится. Потому и выражаю свою ИМХу :)

        Ваня, мне всегда есть над чем поработать, но над выпендрежем я работать не хочу. "Все правы" это, конечно, по-айкидистски, но ничего не дает. Путь духовной гармонии... Так давайте тогда разбираться в смыслах ритуалов. Искать их истоки, изучать те религии, с которыми они связаны.
        Товарищи, многие ли из нас могут похвастаться знанием культуры Японии? Вот я знаю, Дима увлекается этим. Кто еще? Кто помнит досконально биографию О-Сэнсэея? Кто разбирается (а лучше практикует) Дзэн? Или просто буддизм? Или может Омото-ке? Эти ритуалы именно оттуда. Извиняюсь, если задену что-то личное, но ребята, наверняка кто-то из вас вообще православный. Какие нахрен шомени рей?
        Естественно, каждый здесь по своему понимает и наверняка одно другому не мешает. Техника-техникой. Дух и есть дух - я не против. Но надо же соображать, что мы делаем. Пока что я вижу уплывание сути за бессмысленной мишурой.

        И еще одно - мы даже рэй делать не умеем нормально - кланяться так, что мы кроме своих коленок и пола ничего не видим - это поклон раба. Или ученика, боготворящего своего вышестоящего учителя, начальника. Поклон в тридцать градусов - он везде в тридцать градусов,ну наверно кроме поклона алтарю и сэнсэю - если мы хотим выразить отдельное глубокое уважение. Башкой в пол стучать незачем.

        • Богомолов Иван Леонидович
          { 25 окт 2009 02:36 } ссылка

          Макс, ну ты же совсем не понял смысла этих обрядов. Ты сейчас написал много лишнего. Ты хочешь разобраться над ритуалами прямо сейчас? Тогда найди дословный перевод всех этих команд для начала, увидишь ни с одной религией смысл команд и произносимых нами слов не связан, единственный религиозный иток - поклон шомену, но и здесь приведу две цитаты из книги Уно Сенсея: "...Поэтому на самом видном месте (сёмен) додзё находилась обязательно синтоистская божница, которой кланялись перед и после тренировки..." и "После второй мировой войны пути будо и синто разошлись, было провозглашено так называемое "будо для физического воспитания". До войны выполнялся "поклон перед камиданой" (т.е. поклон богам), в наши дни в поклон вкладывается иной смысл. Во-первых, когда кто-либо занимает место перед сёмен, выполняется поклон перед предшественниками, оставившими нам эту технику, и особенно перед учителем, создавшим эту школу. Поклоном и словами "сёмен ни рей!" выражаются благодарность и уважение. Кроме того, если место у сёмен занимают сэнсеи или гости, поклоном выражается благодарность и уважение им. Во-вторых, если поклон выпоняется ил пожения сидя, так называемое положение сейдза, то при его выпонении, наклоняя тело, необходимо сохранять равновесие и неизменное положение центра тяжести. Этикет становится единым с самим процессом будо. Таким образом, поклон - это начало изучения будо". Что мне, жалкому червю, ползающему в темноте в жалкой попытке постичь будо, добавить к словам авторитетного учителя? Для полноты картины только скажу, что я православный. Макс, если ты действительно хочешь не потерять сути, почитай книги, улови суть каждого ритуала, добавь к ритуалам соответствующее отношение и суть от тебя никуда не уйдёт.

          ответить » | отредактировано { 25 окт 2009 09:52 }
    • Валерий
      { 26 окт 2009 13:32 } ссылка

      А я вот принципиально не перехожу на счет по японски, и пока принудительно не обяжут(до чего надеюсь не дойдет), считать буду по-русски. :)

  • Шрамков Максим Сергеевич
    { 25 окт 2009 12:10 } ссылка

    Спасибо :) Почитаемс.
    Собственно, тот факт, что пути будо и синто разошлись, я уже давно знаю, а потому обращаю внимание на мишуру - в том-то и дело, что не важна религия и не важен алтарь - поклон это прежде всего внутренняя дисциплина. Если это преимущественно благодарность и уважение к основателям школы - то совершенно не важно, стоят ли их портреты у стенки или нет - их можно представить и делать рэй вне зависимости от их наличия. А мы в последнее время почему-то кланяемся фотографии в рамочке. Более того, так как ритуал уже не несет исходного смысла, встает вопрос о его необходимости. Смешно и грустно - на тренировке мы будем кланяться портретику, говорить после каждой смены онэгаесимас и в то же время на соревнованиях мы то делаем поклон шомену, то не делаем, а додзе вообще не кланяемся. Почему? Если подходить к вопросу с эзотерической стороны, то поклон додзе как при входе, так и сидя лицом к шомэну тоже создает настрой на тренировку и энергетика вокруг становится положительной...
    "Этикет становится единым с самим процессом будо" - очень пространные рассуждения. А с нужностью этикета я не спорю - я против бессмысленных ритуалов.

    Лишнего я не писал хотя бы потому что написал то, что хотел. Кроме того, отсылать меня в книжки, конечно, дело полезное, но тогда смысл форума мне не понятен. Искать дословный перевод наших команд мне не хочется во-первых потому что это дело учителя - пояснять ученикам смысл каждого действия и ритуала и во-вторых некоторые ритуалы для меня бессмысленны.

    Спасибо за цитату Уно - типичное японское пояснение - необходимо сохранять положение...было провозглашено...
    Мы все время воспринимаем их слова как аксиому. Вот это меня как раз и напрягает.

  • Шрамков Максим Сергеевич
    { 26 окт 2009 22:32 } ссылка

    Валерий, а чего это ты такой принципиальный? :)
    Я-то хоть и возмущаюсь направо и налево и словами швыряюсь, но про принцип пока не говорю. Чем тебе не нравится такой счет? У нас все-таки японское БУДО...или уже нет?

    Ты знаешь, Вань, у меня-то конечно есть свое объяснение на почти все мои вопросы :) Но я бы не отказался почитать и твое - и почему бы не здесь? В последнее время пришел к выводу, что большинство вещей должны иметь простое объяснение, и уж точно те из них, которые касаются тренировочного процесса. Я же не прошу народ рассказать мне в чем смысл Айкидо...
    А вот задуматься насчет ритуализированности - это самое то. Очень может, что я где-то ошибаюсь - прочту мнения и просветлею :)
    (Кста, по каратэшной выучке всегда давал детям, на замене учителей, в начале тренировки мокусо. Они мне порой таакое устраивали... - тогда медитировать еще было "не модно". Времена меняются)

    ответить » | отредактировано { 26 окт 2009 22:33 }
    • Богомолов Иван Леонидович
      { 26 окт 2009 23:27 } ссылка

      Про "шомени рей!", его религиозной подоплёке и отношении к этому православия, надеюсь, всё понятно? Тогда перейдём к "онегаисимас". Найди дословный перевод данного выражения, а в прочем не напрягайся, это означает "пожалуйста, помоги мне". Мы ведь изучаем айкидо, путь гармонии и любви, разве мы не можем и не должны вежливо обратиться к своему партнёру с просьбой по-ассистировать? Мы уже этим как бы заранее даём понять, что рассматриваем оппонента как партнёра, а не как соперника, который будет сопротивляться и делать всё что бы у тебя ничего не получилось. Про "онегайсимас" вопросы есть?

      ответить » | отредактировано { 26 окт 2009 23:28 }
  • Шрамков Максим Сергеевич
    { 27 окт 2009 00:55 } ссылка

    Як жишь))
    Насчет шомени и православия - более-менее, но не понятно, зачем кланяться фотографии, а когда ее нету, не кланяться вообще. Парадокс.

    Насчет гармонии и любви...знаешь, студенты психвузов где-то эдак третьего курса, при разговоре, скажем, о смерти, любят говорить так: - ну...эта тема у меня еще не проработана". Так вот тема любви и гармонии в боевом искусстве для меня интересна но я понял, что она мной пока не принята и не понята -не проработана :) Хотя я и стремлюсь. Ну да не о том. Убежден в том, что формального поклона, в который итак можно вложить смысл, тобой описанный, более чем достаточно. Кроме того, что говорить это слово на "о" после каждого поклона просто неудобно - выходит тарабарщина и скороговорка, так еще и выходит как двойной поклон. Зачем оно надо НАМ? На тренировках по оружию в Буюкане тоже на кумидзе принято говорить слово на "о" - это не спасает от прилета палки в бубэн и все равно находятся "соревнователи", жаждущие тебе вмазать и не дать поработать.

    Я к тому, что нагромождение японских неологизмов совершенно не нужно нам так как прямого отношения к нашему БУДО они не имеют (я пока не убежден в обратном), культурно и религиозно мы с ними не связаны ( о чем ты говорил) и главное, не нужно по той простой причине, что они ничего не меняют в сути - только создают для пассажиров ощущение причастности к великому и страшслому боевому искуйству.

    • Богомолов Иван Леонидович
      { 27 окт 2009 21:46 } ссылка

      Не буду объяснять по поводу поклонов, потому, как выше написано более чем достаточно для понимания. Я лично считаю, что поклоны в сторону шомен нужно делать даже когда там нету фотографий. По поводу слова на "о". Я не буду судить по поводу удобств его произношения, это дело вкуса, считаю, что усиление значения поклона подкреплённого словом произведёт более значимый эффект уважения к партнёру, это плохо? Это то, к чему мы стремимся, при условии, если занимаемся именно айкидо, а не чем-то другим. Задача слова на "о" не сводится к тому, что бы уберечь тебя от травм, его здача - свести к минимуму твой гнев. Если данного эффекта нет, то значит ты действительно произносишь тарабарщину, совершенно не вникая в смысл сказанного, проще говоря кидаешься словами просто так. О каких ещё японских нерологизмах ты говоришь? Кроме онегаисимас и домо аригато... я других не знаю.

      • Шрамков Максим Сергеевич
        { 27 окт 2009 23:29 } ссылка

        Насчет шомэна - согласен.Если уважение - то фото не обязательно в принципе. Насчет слова на "о" (и на "д" :) - чтож, твое мнение я понял. Но для меня тем не менее не очевидно, с чего бы произношение японских слов должно произвести больший эффект уважения. Вот просто больший эффект - это да.
        В принципе, это и были все неологизмы, но меня напрягает сам подход - мы все время идем за японцами (мое мнение) и это проявляется во всем - от нюансов разминки до попыток придать смысл принятым у них словам благодарности. Мне видится правильным черпать "объективные знания" а не копировать все от начала и до конца, в надежде, что если будет "как у них", то точно будет правильно.

        Кстати, сколько занимаюсь у Алексея, всегда на его тренировках была атмосфера дружелюбия и эдакого спортивно-объединяющего настроя. А потому уверен, что ритуал - формальность а атмосферу уважения транслирует учитель и его старшие ученики.

        • Богомолов Иван Леонидович
          { 27 окт 2009 23:32 } ссылка

          Хорошо, попробую по-другому... Не в дружелюбии, Макс, дело... и даже не в атмосфере тренировок, а точнее не только в них. Главное, как ты поступишь в критической ситуации, когда будет готова начаться драка.

          • СергейАлександровичМайданников
            { 28 окт 2009 11:23 } ссылка

            А каким образом поведение перед дракой(как я понимаю под этим понимается ситуация противостояния, которая может перерасти в фазу применения силы) связано с некими ритуалами?

            • Богомолов Иван Леонидович
              { 28 окт 2009 20:29 } ссылка

              Да дело не в ритуалах, а в том, что они воспитывают.

              • СергейАлександровичМайданников
                { 28 окт 2009 21:42 } ссылка

                Опасное заблуждение.

                Что же именно они воспитывают - нежелание использовать здравый смысл, шаблонность мышления, отсутствие поисковой активности?

                Как именно это может помочь в критической ситуации?

  • Шрамков Максим Сергеевич
    { 28 окт 2009 23:21 } ссылка

    Тпррр... пждити минутточку, чой-то я потерял нить.
    "когда будет готова начаться драка" - отсюда, плиз, поясни, о чем именно ты говоришь.

    "Опасное заблуждение" - что именно опасное заблуждение - какой именно пост Вани ты имеешь в виду?

    • Богомолов Иван Леонидович
      { 29 окт 2009 00:11 } ссылка

      Иногда, Макс, случается ситуация, когда тебя хотят побить. Разве нам не нужно всеми силами пытаться решить дело миром?

      ответить » | отредактировано { 29 окт 2009 00:13 }
    • СергейАлександровичМайданников
      { 29 окт 2009 11:21 } ссылка

      Если вопрос ко мне, то нужно дорасти, чтобы понять то, что я имею в виду.

      Если не понятно - необходимо сказать: "онегасимасу" и прочитать с первой строчки.

      То что я сейчас написал выше - это такой сарказм. =)

      Я высказал мнение, что поведение в критической ситуации никаким образом не связано с некими ритуалами и попытками вложить в них смысл. Поведение в критической ситуации зависти от того готовился ли человек к таким ситуациям и как он это делал.

      Поскольку от поведения в критической ситуации зависит дальнейшее благополучие, здоровье, а иногода и жизнь - я назвал противоположную точку зрения ОПАСНЫМ заблуждением.

      На всякий случай необходимо понимать - попытки решить дело миром могут и будут вопсприняты как слабость и спровацируют драку, например.

      А самый прикол в том, что в процессе подготовки к решению конфликта готового перерасти в силовую фазу - ритуал типа поклона просто необходим. Только вот до этого похоже реально никто не дорос из уважаемых участников дискуссии. =)

      За базар готов ответить как обычно.

  • Шрамков Максим Сергеевич
    { 29 окт 2009 09:59 } ссылка

    Нуу... в большинстве случаев, наверное нужно. Все равно не улавливаю твою мыслю.

    • Карашевский Алексей Вячеславович
      { 29 окт 2009 12:29 } ссылка

      Ничего страшного. Какие твои годы. Не торопись, всё придёт. Просто оставь это на потом. В данный момент займись, чем ни будь другим. Всему своё время.

      Вот тут просто – поверь на слово.

      ответить » | отредактировано { 29 окт 2009 17:32 }
  • Шрамков Максим Сергеевич
    { 29 окт 2009 13:27 } ссылка

    нет, все же дурацкий форум...

    Сэнсэй, мое сообщение с текстом про то, что я не улавливаю мыслю посвящалось Takedа - я не улавливаю, о чем он хотел сказать. Что я кругом до всего не дорос - я ужо понял :)

    Сережа, чей вопрос к тебе? Мой, повторюсь, был к Ване.
    По твоему сообщению (я правда не понял, кому ты его адресуешь)- сарказм - фиг с ним; про то, что поведение в критической ситуации зависит не от ритуала, а от подготовки - присоединяюсь (но кстати Ваня, по-моему и не возражал против этого, я тем более).
    Насчет жизни и противоположной точки зрения - я может не внимательно читал, но не нашел обратного утверждения - так и не понял, кто заблуждается...
    Насчет попыток решить дело миром - не стоит транслировать свою картину мира - лично я имею и тот и другой опыт - и когда помогло и когда спровоцировало(признаюсь, второго опыта и вправду больше)но мысль твою понял. Решение миром не всегда должно означать демонстрацию слабости, как мне кажется.
    Насчет поклона перед мордобоем - я однозначно не дорос...

    А как ты обычно отвечаешь за базар? Не уж-то на феньке съезжаешь? :)

    • СергейАлександровичМайданников
      { 29 окт 2009 15:18 } ссылка

      ОК, Макс.

      Общение на этом форуме для меня стало напоминать какой-то сюрреализм.

      По поводу дорасти - с моей стороны это шутка такая.

      Я возразил Ване, т.к. понял его сообщение так - "соблюдение ритуалов в практике айкидо поможет когда будет готова начаться драка".

      Насчёт попыток решить дело миром - их можно делать с позиции силы или слабости. От этого зависит результат. Сила здесь имеется в виду не та, что в ньютонах.

      "Решение миром не всегда должно означать демонстрацию слабости, как мне кажется." - Да.

      "Насчет поклона перед мордобоем" - я не говорил о поклоне перед модобоем.

      В процессе подготовке к работе в конфликтной ситуации приходится работать "атакуя" личность партнёра, который на момент выполнения упражнеия становится противником. Пример - два человека встают друг напротив друга, цель морально сломать противника, чтобы в бой он вступал уже проигравшим. Далее спарринг. Подобные упражнения невозможно выполнить не в полную силу - либо заставил слиться, илбо сам сдулся.
      После этого упражнения возникает ПОТРЕБНОСТЬ выразить уважение партнёру вне зависимости от результата, потому что вместе с ним удалось получить жизненно необходимый, боевой опыт(а опыт этот именно боевой) и при этом не платить ту цену, которую обычно за этот опыт приходится платить вне стен школы. Выразить уважение можно поклоном, как приянто на востоке, либо руку пожать.
      Насколько я могу судить - это и есть та самая суть всей этой мишуры с ритуалами, а всякие религиеозные и т.п. смыслы прилипли потом.

      "Не уж-то на феньке съезжаешь? :)" - я как бы спецпоготовку в этом вопросе прошёл и продолжаю работать в этом направлении. :)

    • Эленельдил Г. Арилоу (Данил)
      { 23 фев 2010 15:04 } ссылка

      Решение миром вовсе не обязательно означает слабость.
      Всегда ли надо бросаться в бой, или стоит подумать о том, что победа в прямом бою может по общему итогу оказаться поражением (не перед этим противником, а в контексте более важных целей).
      Выражение "пиррова победа" знаешь, да?

  • Шрамков Максим Сергеевич
    { 23 фев 2010 10:08 } ссылка

    :))))))
    Прямо даже не хочется писать в этой теме - таак красиво закончили предыдущее обсуждение - ну просто полное Айкидо!

    Но все-таки отвечу тут arilou, чтоб там оффтопа не вышло.
    В тебе про ОФП,СФП ты писал: "Насчёт "понимания" и "традиции" - есть ведь такая фишка, что понимание некоторых вещей приходит заметно позднее того, чем их нужно изучать. Хотя, конечно, в окрестности получения чёрного пояса понимать такие вещи всё же хочется... Но не стоит забывать, что систему прорабатывали люди, понимающие куда больше, чем мы сейчас можем. (Просто потому, что у нас не хватает опыта проследить связь одного с другим.)"

    Вот я в последнее время начинаю кажется понимать обратное. Я как-то долго разговаривал на эту же тему с Ильей о понимании Сугаварского ТайчиАйкидо. Стоит ли сначала учить форму, потом понимать, что это за элементы а потом самому находить некую суть - ощущения тока Ци, например и прочее, что называется внутренней работой. Вот насколько я вижу, такой путь, от действия к дальнейшему пониманию это традиционный путь обучения боевым искусствам. Конечно тут все сложнее, чем я щас описываю, но делать что-либо без понимания, в ожидании просветления - не рискну сказать, что это ваще не подходит для преславутого европейского менталитета, а скажу, что как минимум, с точки зрения современных техник обучения (например тренинговых программ) это совершенно не продуктивно.

    О чем это все - о том, что, наверное, "истинное понимание" (просветление) некоторых вещей, оно конечно приходит не сразу, но именно понимание смыслов деятельности формирует мотивацию к ней. Поэтому нужно изучать то, смысл чего можно понять - иначе это будет то же, что пояснять пятилетке матанализ.

    Раз мы теперь не можем проследить связь одного с другим (в контексте прошлого), то у нас не остается ничего, кроме как, заглядывая в историю для общего развития, обучаться и обучать при помощи анализа традиционных систем и синтеза их с тем знанием и той соц.ситуацией, в которой мы сейчас находимся.

    • Эленельдил Г. Арилоу (Данил)
      { 23 фев 2010 15:19 } ссылка

      Я не призываю отказываться от анализа, но и стоять на месте, тщательно анализируя варианты - тоже неэффективно.

      Аналогия с преподаванием матанализа немножко не в тему - там чисто аналитическая работа. У нас же другой случай. У нас именно действия, многократные действия, дают пищу для дальнейших размышлений.

      Пресловутая "европейская" методика, заметим, тоже не столь чиста и незамутенённа. ;) Тренинги всё равно используют механизм "постижения в пути", просто там сначала дают иллюзию понимания. (И если тренинг не даёт ничего сверх того, что можно объяснить заранее, то это слабоватый тренинг, по-моему.) Но эта иллюзия нужна, по сути, в первую очередь для мотивации. В восточных практиках эту функцию выполняет вера в правоту учителя.

      Да, совмещать два этих пути - это ещё более "высший пилотаж". И ему, видимо, придётся научиться. Поскольку с концепции "полного доверия" мы уже соскочили. ;) А внутренняя балансировка (понять и почувствовать, что иногда стоит и просто довериться мнению тренера, не из веры в его непогрешимость, а просто из доверия к более опытному) работает не у всех и невсегда.

      Самое грустное, к слову, это когда тренер начинает резко перескакивать с европейского "режима" на восточный и обратно. Увы, приходилось видеть. Когда тренер вдруг вспоминает, что он сенсей, и ученик должен его слушаться беспрекословно, и начинает этим давить - грустное зрелище. Человек продавливает своё мнение "здесь и сейчас", но стратегически теряет в уважении.

Новый комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.